Новости компании
|
Ценообразование: выбираем методикуИсточник: http://www.pharmvestnik.ru Мы продолжаем разговор о ценообразовании, начатый в предыдущих выпусках «Фармкружка». Сегодня речь пойдет о методиках, с помощью которых можно установить оптимальную цену на свой товар. Сразу оговоримся, что охватить все существующие методы мы не в состоянии, да это, наверное, и ни к чему. Остановимся лишь на тех, которые представляют актуальность для аптек и не слишком проблематичны при внедрении. Взгляд в общемЦенообразование — понятие не статичное. Нельзя единожды выбрать метод ценообразования и придерживаться его на протяжении всего функционирования аптеки. На цену влияет множество факторов: начиная от торговых предпочтений покупателей и заканчивая политикой конкурентов. Поэтому методика ценообразования должна постоянно пересматриваться, корректироваться, а может, и кардинально меняться. В противном случае вы рискуете серьезно потерять не только в конкурентной борьбе, под угрозой окажется ваша способность выживать на рынке. Основные факторы, влияющие на ценообразование:
Существует множество методик ценообразования. Если рассматривать их в общем, то можно выделить три, которые отталкиваются:
Четвертая методика — комплексная. Она учитывает экономические показатели, спрос, цены конкурентов и желаемую цену. Конечно, данная методика довольно затратна и трудоемка, но является наиболее предпочтительной для торговых предприятий, которые стремятся к лидерству. Переходим на частностиМетодика ценообразования зависит от тех целей, которые ставит перед собой компания: стремление завоевать долю рынка, повысить прибыльность, выйти на новый рынок или защитить имеющиеся позиции. Обращаем ваше внимание на то, что большинство методик предназначено для установки базисной цены. Она позволяет определить тот ценовой диапазон, в котором будет представлен тот или иной товар. В процессе функционирования аптеки базисная цена будет периодически корректироваться скидками, колебанием рыночных цен, специальными акциями и т.д. К тому же методика ценообразования поможет быстро пересчитать цены в зависимости от спроса, конкуренции и краткосрочных целей компании. Предлагаем вам несколько методик, которые приводятся в книге «Как победить в гонке за прибыль» («Winning the Profit Game») Роберта Доктерса и Майкла Риопела. Сравнение с конкурентамиСуть: сопоставить свои цены с ценами конкурентов и подкорректировать первые. При этом необходимо учитывать результаты сравнения товаров, услуг, состава целевой аудитории. Сложности:
Плюсы метода: тесная связь с рынком, при условии, что качество товаров аптеки с товарами конкурентов объективно сопоставимо. Минусы метода: реализация может идти очень медленно или метод будет невозможно осуществить. Рыночные эксперименты (актуально для сетевых аптек)Суть: цены изменяются в одной или нескольких аптеках сети (тестовые аптеки), в остальных (контрольных) остаются неизменными; это позволит оценить реакцию покупателей и измерить ценновой эффект. Плюсы метода:
Минусы метода:
Метод среднерыночных цен Рассчитывается на основе данных о ценах конкурентов, по среднерыночной цене. Алгоритм расчета цены: • решение по установлению собственной цены. Анализ ценности продуктаСуть: сопоставить ценность, которую товар обеспечивает потребителю, и цену, которую он за него платит. Плюсы метода: взгляд с точки зрения потребителя. Минусы метода: могут быть затруднения с определением ценности товара. Экономическое моделированиеСуть: рассчитать оборачиваемость товарных запасов — зафиксировать уровень объема продаж в рублях на квадратный метр площади торговой точки. Особенность: данные о скорости товарооборота, относительной прибыли, размерах затрат на содержание запасов, сопутствующих издержках и модель ценовой вариативности вводятся в специальную программу, исходя из введенных данных определяется оптимальная цена товара. Плюсы метода:
Минусы метода: требуется создание алгоритма или модели рынка. Построение кривых спросаСуть: кривая спроса отображает количество продуктов, которое аптека может продать при различных уровнях цен. Особенности: высокие цены не всегда гарантируют высокий уровень дохода, не исключен вариант, когда при снижении цены объемы продаж будут расти гораздо быстрее, чем сокращаться доходы. Плюсы метода: помогает в планировании продукта. Минусы метода: трудности с построением. Налогово-регулирующая стратегияСуть: оптимизировать налоговые выплаты. Особенности: метод актуален, например, для торговли через Интернет. Плюсы метода: высокая доходность на некоторых рынках. Минусы метода: не ориентирован на покупателей и конкурентов. Сравнительный анализСуть: с помощью тестирования (опроса) изучить важные для потребителя характеристики товара и его предпочтения при покупке, в т.ч. задать вопрос о цене. Особенности: можно проверить только заданные в рамках анкеты сочетания характеристик товара. Плюсы метода: работает на сформированных рынках. Минусы метода: Метод "гонки за лидером" Цена устанавливается на основе цены ведущего конкурента с учетом конкурентной ситуации на рынке, дифференциации товара и его качества. Экспертная оценкаСуть: специалист в области экономических методик может дать объективную оценку рынка, компании, каналов дистрибуции и конкурентов, что будет способствовать построению адекватной модели ценообразования. Плюсы метода: высокая точность. Минусы метода:
«Военные» игры и планирование действийСуть: предсказать будущее фармрынка, спланировать стратегию своего развития в новых условиях и определить цены завтрашнего дня. Особенности: методика подходит в тех случаях, когда есть вероятность серьезных перемен на рынке. Плюсы метода: подходит для неоднородных структур. Минусы метода:
Цена как показатель качестваСуть: если не существует объективных стандартов для сравнения товара или у него нет аналогов, цена начинает влиять на спрос покупателей. Особенности: если в моде косметика, обогащенная кислородом, многих клиентов мало будет волновать ее цена, они будут слепо покупать ее, потому что этот товар в данный момент воспринимается ими как желанный. Плюсы метода: эффективен только для некоторых видов товаров. Минусы метода: не всегда работает даже на стабильном рынке. Метод определения цены на основе спроса Применяется для товаров массового спроса, имеющих высокую эластичность спроса по цене. Наиболее эффективен при определении цен на новый товар, у которого нет (или очень мало) товаров-конкурентов. Алгоритм расчета цены:
Ценообразование на основе издержекСуть: в случае, когда необходимо определить цены на широкий ассортимент товаров, целесообразно отталкиваться от издержек. Особенности: метод уместен в отрасли с большим числом конкурентов. Плюсы метода: направлен на затраты компании. Минусы метода: не максимизирует выручку. Сохранение или корректировка существующей ценыСуть: сохранять существующие цены или регулировать процентные отчисления от достигнутой цены. Особенности: наиболее популярная и широко распространенная методика. Плюсы метода:
Минусы метода:
Мы постарались охватить максимально возможное число методик ценообразования. В заключение хочется напомнить, что успех ценообразования зависит не только от усилий одной аптеки, но и от действий остальных игроков рынка.
|
Консалтинговые услугиЗадайте Ваш вопрос прямо сейчас!Москва: +7 (499) 346-84-04 E-mail: mail @ life-marketing.ru |