Детализованная последовательность шагов при разработке стратегии компании или предприятия.
Описанная ниже технология используется нашей компанией при реализации проектов стратегического консультирования и проектов по разработке стратегий компаний-заказчиков.
1. Запуск проекта и первоначальная стратегическая диагностика.
Цели и основные стратегические вопросы:
- определение руководителя проекта разработки стратегии;
- уточнение, кто является заказчиком разработки;
- определение ожиданий заказчика от проекта, для чего нужна стратегия, а также его видения перспектив развития и стратегической цели компании;
- уточнение подхода к разработке стратегии: фронтальный или целевой;
- определение состава рабочей группы: как для ее участников будет снижена текущая нагрузка, как станет обеспечиваться их стимулирование;
- подготовка проекта плана разработки стратегии;
- определение бюджета проекта;
- уточнение списка подразделений для проведения стратегических интервью и перечень запрашиваемых документов;
- проведение первичного сбора информации о компании, рынке, на котором она работает, основных конкурентах и т. п. (открытые легкодоступные источники);
- распределение задач между сотрудниками разработчика стратегии;
- решение формальных вопросов, издание приказа о начале разработки стратегии;
- проведение стартовой презентации проекта разработки стратегии;
- проведение первой серии стратегических интервью по проекту;
- при необходимости- уточнение целей развития компании на основании результатов стратегических интервью;
- проведение обучающих семинаров на темы: «Разработка стратегии», «Исследование рынков» и др.
Результат предварительной диагностики:
- подготовлен план и бюджет разработки стратегии;
- выбран руководитель проекта разработки стратегии, определен состав рабочей группы;
- запущена реализация проекта разработки стратегии;
- уточнены стратегические цели развития компании, которые в дальнейшем будут использоваться в качестве базы для разработки системы критериев для выбора оптимальной стратегической альтернативы;
- обобщено и систематизировано видение топ-менеджментом компании сильных и слабых сторон бизнеса;
- составлен перечень проектов и идей, которые могут быть использованы в ходе формирования стратегии развития компании;
- описаны варианты стратегического выбора, стоящего перед компанией, с точки зрения топ-менеджмента.
2. Стратегический анализ.
Анализ внутренних предпосылок стратегии компании:
- организационная структура компании, ее соответствие заявленным стратегическим целям;
- инвестиционные возможности и финансовая структура компании, ее соответствие заявленным стратегическим целям развития компании;
- прибыльность выпускаемых изделий, определение изделий, выпуск которых наиболее экономически эффективен на действующем производстве;
- диагностика внутренних ресурсов компании (производственные здания и сооружения, оборудование, бренд компании и его восприятие на рынке, ноу-хау - знания и навыки, имеющиеся у компании, - бизнес-процессы и процедуры, корпоративная культура, которая создает дополнительные ценности для клиентов и позволяет компании привлекать, удерживать и мотивировать высококлассных специалистов);
- выявление ценных ресурсов, т. е. ресурсов редких, способных удовлетворить потребности потребителя и обеспечивающих прибыльность бизнеса компании;
- ограничения, накладываемые слабыми сторонами компании;
- анализ внутренних сильных сторон компании и выявление устойчивых конкурентных преимуществ и ключевых компетенций;
- уточнение вариантов стратегического выбора, стоящего перед компанией и обусловленного внутренними факторами;
- выявление перспективных проектов развития компании, обусловленных внутренними предпосылками;
- выявление мероприятий для немедленного внедрения (не зависящих от стратегии).
Результат анализа внутренних предпосылок стратегии компании:
- выводы о соответствии организационной и финансовой структуры компании заявленным стратегическим целям, формулирование возможных рекомендаций для немедленного внедрения, анализ сильных и слабых сторон компании с точки зрения организационной и финансовой структуры;
- выводы и рекомендации по эффективности выпуска различных изделий, а также по совершенствованию действующей на предприятии системы расчета себестоимости;
- рекомендации по выбору номенклатуры выпуска продукции с точки зрения экономической эффективности;
- выводы по результатам диагностики внутренних ресурсов компании;
- выявление потенциальных источников ключевых компетенций и стратегических рисков;
- выводы о стратегических выборах, стоящих перед компанией и обусловленных внутренними предпосылками выбора стратегии;
- возможные перспективные проекты развития в компании, выявленные по результатам анализа внутренних предпосылок стратегии;
- описание мероприятий, позволяющих повысить эффективность бизнеса компании и не зависящих от того, какая стратегия развития компании будет выбрана.
Анализ рыночных предпосылок стратегии:
Анализ традиционного рынка:
- размер и сегментация традиционного рынка;
- основные продуктовые сегменты;
- динамика продаж компании в основных сегментах;
- объем рынка по каждому из сегментов;
- акцентированный анализ рынка по наиболее перспективным продуктам;
- доля компании на каждом из выделенных сегментов рынка;
- основные группы покупателей и каналов дистрибуции по сегментам;
- ключевые факторы принятия решения по сегментам;
- барьеры рынка;
- эластичность спроса по сегментам.
Прогноз развития традиционного рынка:
- анализ тенденций и построение прогнозов развития рынка для выбранных сегментов.
Новые рынки и новые возможности.
Конкурентная ситуация:
- выявление основных конкурентов по сегментам рынка;
- анализ бизнес-моделей, сильных и слабых сторон ключевых конкурентов, прогноз конкурентной ситуации.
Анализ рыночных сильных сторон компании и выявление ключевых компетенций:
- конкурентные преимущества компании;
- возможные механизмы отстройки от конкурентов исходя из результатов сделанного анализа;
- уточнение вариантов стратегического выбора, стоящего перед компанией и обусловленного рыночными факторами;
- выявление перспективных проектов развития компании, обусловленных рыночными предпосылками.
Прогноз продаж.
Результат анализа рыночных предпосылок стратегии:
- структура предложения и основных сегментов рынка, в которых представлена компания;
- текущий размер рынка продукции предприятия по сегментам;
- выводы об основных потенциальных потребителях по сегментам, а также о ключевых факторах принятия решения о покупке;
- выводы по результатам анализа бизнес-моделей основных конкурентов и заявленных ими планов развития;
- выводы о типовых моделях продаж и продвижения на рынке;
- прогноз динамики размера рынка продукции предприятия по сегментам;
- построение перспективных планов продаж продукции по сегментам с учетом влияния конкурентов;
- выводы по результатам диагностики рыночных предпосылок стратегии развития компании, выявление потенциальных источников ключевых компетенций и стратегических рисков;
- выводы о вариантах стратегического выбора, стоящего перед компанией и обусловленного рыночными предпосылками выбора стратегии;
- выводы о вариантах стратегического выбора, стоящего перед компанией и обусловленного рыночными предпосылками выбора стратегии;
- возможные перспективные проекты развития в компании, выявленные по результатам анализа рыночных предпосылок стратегии.
Исследование аналогов (стратегический бенчмаркинг):
- определение целевых рынков для анализа и выявление компаний-аналогов;
- анализ специфики бизнеса и определение основных бизнес-моделей компаний, работающих на рынке.
Результаты исследования аналогов: выводы о наиболее распространенных моделях бизнеса у компаний сравнения, их преимуществах и недостатках.
3. Разработка стратегических альтернатив и выбор стратегии развития.
Формулирование стратегических альтернатив:
- уточнение вариантов стратегического выбора, стоящих перед компанией и аргументов за и против каждого из них;
- формулирование трех стратегических альтернатив развития компании, уточнение стратегических проектов развития, включаемых в каждую из альтернатив;
- формулирование критериев сравнения альтернатив в соответствии со стратегическими целями развития компании;
- проведение сравнения альтернатив по неэкономическим критериям (рынки, персонал, риски и др.).
Построение экономической модели и расчет для каждой из альтернатив основных финансовых показателей, характеризующих ее окупаемость и прибыльность.
Сравнительный анализ альтернатив и выбор стратегии развития.
Результаты работ:
- Презентация логики формулирования стратегических альтернатив.
- Развернутое описание каждой из них, в том числе:
-
- базовой идеи бизнеса, ключевых конкурентных преимуществ и основных рисков, связанных с реализацией альтернативы;
- целевых рынков и объемов продаж;
- основных мероприятий по модернизации производства и инвестиционных потребностей;
- организации продвижения продукции компании;
- финансово-экономических расчетов, выполненных с использованием экономической модели;
- организационной и финансовой структуры компании в рамках альтернативы;
- значения критериев сравнения альтернативы, включая значение критериев достижения стратегической цели компании.
Результаты сравнения альтернатив.
Решение о выборе стратегии развития компании.
4. Разработка плана реализации выбранной альтернативы:
- описание концепции бизнеса, включая видение и стратегические цели компании;
- логика и основные этапы развития компании;
- изменения в организационной структуре компании
- стратегические проекты и инициативы/ключевые инвестиционные проекты;
- функциональные стратегии и KPI верхнего уровня;
- финансовый план;
- сводный план реализации стратегии.
Результаты работ:
- документ, содержащий детальное описание стратегии развития компании и планируемых изменений;
- план-график реализации стратегии.
Ключевые факторы успешной разработки стратегии
- Собственник/генеральный директор компании имеет собственное видение цели и перспектив развития. Если это так, то стратегия действительно будет актуальна и востребована, а собственник будет заинтересован в ее реализации.
- Собственник/генеральный директор компании активно участвует в разработке стратегии.
- Проект разработки стратегии развития компании хорошо детализован, определены сроки выполнения отдельных этапов, работы распределены среди участников разработки стратегии, назначены ответственные.
- Стратегия компании определяет конкретные повседневные управленческие решения.
- Процесс достижения стратегической цели в компании разбит на промежуточные этапы, определяемые исходя из логики ее развития.
- Стратегия компании не превращена в догму.
- Беритесь и делайте! Сложность разработки стратегии, необходимость «более четко определиться с перспективами», отсутствие опыта часто становятся оправданиями для того, чтобы все шло так, как раньше. Но все это ложь. Никаких страшных тайн в процессе разработки стратегии нет. Мы разрабатываем стратегию не просто так - это лучший способ реализовать свою мечту, и поэтому начинайте работать прямо сейчас. Надеюсь, эта книга поможет вам в этом.
Автор: BizStrategy, В.Гусаков