Новости компании
|
Как избежать фокусов с Фокус-ГруппамиВ реальной жизни участие маркетолога в рекламной кампании чаще всего ограничивается начальным этапом, когда необходимо детально изучить интересующий заказчика сегмент рынка и представить подробный отчет о том, кого, когда и как следует подвергнуть массированной рекламной атаке. А вот после того, как рекламное агентство получает вожделенный заказ, маркетинговый энтузиазм и заказчика и исполнителя нередко угасает. Пол-дела сделано, машина сдвинулась с места... Но где уверенность, что она едет в верном направлении? Всегда ли можно полагаться исключительно на интуицию и творческий дар рекламиста? Может быть, нелишне отслеживать причудливые зигзаги креативного мышления на протяжении всего периода разработки рекламных материалов? Такую возможность дает чрезвычайно популярный метод "фокус-групп". К сожалению, сегодня к нему прибегают все, кому не лень, наивно полагая, что нет ничего проще, чем собрать вместе несколько человек и побеседовать с ними на определенную тему. На самом деле организация и проведение "фокус-группы" это серьезное социально-психологическое исследование, которое должно поручаться профессионалам. При этом наличие у человека психологического или социологического образования не является необходимым и достаточным условием. Речь идет о профессионале в узком смысле слова, человеке, чей опыт и знания базируются не только на конвейере практической работы, но и на изучении значительного объема научной и методической литературы. И в этой связи, перед сотрудником рекламного агентства, отвечающим за маркетинговые исследования, встает непростая задача - "вычислить" квалифицированного специалиста среди огромной братии шабашников от социологии и психологии. Данный материал посвящен тому, на что в первую очередь должен обратить внимание рекламист, принимая решение о том, кому поручить организацию и проведение "фокус-групп". Что такое метод "фокус-групп", и что он дает?Метод "фокус-групп" заключается в проведении группового глубинного фокусированного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от его участников по обозначенному кругу проблем. Для того, чтобы определение обрело реальный смысл, необходимо объяснить использованные в нем термины. Термин "групповое" означает, что в ходе исследования анализируются не просто мнения отдельных индивидов, а группы, то есть взаимодействующих людей, объединенных общими интересами, идеями и т.п. При проведении фокус-группы, посвященной изучению восприятия рекламы памперсов, приглашались женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет. Оказалось, что у них был целый ряд общих забот и интересов: похожий образ жизни, аналогичные проблемы ухода за детьми, проблемы социализации и внутрисемейных отношений(перспектива выхода на работу, изменение круга и ритма общения, недостаток времени на других членов семьи и т.п.). Таким образом, участники исследования действительно представляли собой группу людей, объединенных общими проблемами. За термином "глубинное" кроется один из принципиальных подходов к проведению "фокус-групп" - попытка получения гораздо более широкой информации, чем на уровне обыденного межличностного общения. Термин "фокусированное" подчеркивает сознательную ограниченность круга обсуждаемых вопросов, приоритет максимально углубленного рассмотрения небольшого спектра проблем. Обычно в рамках фокус-группы стараются рассматривать не более 10 основных вопросов. Это позволяет познакомиться с мнением всех участников группы и обратить внимание на различные нюансы, оттенки, акценты их восприятия предмета обсуждения. "Интервью" предполагает наличие человека, который задает вопросы участникам группы и старается получить от них максимальную информацию. От данного специалиста (который называется модератором) зависит чрезвычайно многое, но об этом речь пойдет несколько позже. За термином "дискуссия" стоит объяснение формы проведения фокус-группы, предполагающей гораздо более сложную схему, чем "вопрос-ответ". По сути дела, после каждого вопроса модератора в группе начинается обсуждение проблемы, по ходу которого высказываются различные точки зрения, приводятся объяснения и аргументы, формируются и меняются мнения участников. Например, в ходе тестирования рекламного ролика импортного вермута большинство участников фокус-группы не смогло самостоятельно узнать рекламируемый товар. Обсуждался ряд возможных вариантов - реклама одежды, стирального порошка и т.п. При этом люди давали весьма подробную аргументацию своего мнения. Но как только один из респондентов воскликнул: "Да это же вермут!", данная версия была безоговорочно принята всеми остальными. Наконец, одним из ключевых терминов, определяющих суть данного метода, является "субъективная информация". В отличие от опросных методик фокус-группы не позволяют статистически обосновать полученные результаты, а потому модное слово "репрезентативность" к ним не применимо. Фокус-группы используются для решения задач иного порядка, предоставляя исследователю максимально полный спектр субъективных мнений, оценок, взглядов людей, необходимых для более глубокого понимания и объяснения социально-психологических явлений и процессов, выявления внутренней мотивации респондентов. Они отвечают на вопросы "что, почему и каким образом", тем самым гармонично дополняя количественные "строгие" методы, призванные ответить "сколько". Метод фокус-групп может активно использоваться на различных стадиях разработки рекламной кампании. Приведем несколько примеров: Анализ покупательского и информационного поведения целевых групп. Перед разработкой рекламной кампании крупной фирмы, торгующей кухонной мебелью, была проведена серия фокус-групп с представителями различных категорий потенциальных покупателей. В результате была получена информация о спектре покупательских предпочтений (ценовой диапазон, дизайн, материал, комплектация и т.п.), механизме формирования решения о покупке, обращении к определенным рекламным каналам при поиске мебели, особенностях восприятия рекламы мебели и т.п. По итогам исследования был составлен перечень приоритетных направлений в рекламной деятельности торговой фирмы, который лег в основу ее будущей рекламной кампании. Поиск креативных идей рекламной кампании. На основе результатов фокус-групп с потенциальными покупателями кухонной мебели был сформирован пакет креативных идей, которые могли бы лечь в основу рекламной кампании торговой фирмы. В том числе: Тестирование фирменного стиля. В рамках рекламной кампании торговой фирмы, торгующей кухонной мебелью, были разработаны основные элементы ее фирменного стиля - слоган, эмблема, форма продавцов. Лучшие образцы были определены на основе результатов фокус-групп с посетителями мебельного магазина. Оценка эффективности рекламных материалов. Одним из компонентов рекламной кампании фирмы, торгующей кухонной мебелью, была серия информационных материалов и рекламных акций по месту продажи. В ходе проведения фокус-групп с посетителями магазина были выявлены наиболее эффективные средства информационно-рекламного воздействия (плакаты, демонстрация гарнитуров по схеме "уютная кухня "(с предметами домашней утвари, занавесками, зеленью и пр.), звуковые объявления и т.п.), а также определена программа корректировки системы ценового стимулирования покупателей (сезонных и праздничных распродаж, краткосрочных операций по стимулированию спроса). Мария Власова Источник: http://www.advertology.ru
|
Консалтинговые услугиЗадайте Ваш вопрос прямо сейчас!Москва: +7 (499) 346-84-04 E-mail: mail @ life-marketing.ru |