Новости компании
|
Изучение конкурентной среды: взгляд профессионалаИсточник: 4p.ru , Макаров Антон, www.lexgroup.ru С развитием рыночной экономики в начале 90-х годов в России возникла необходимость в сборе и анализе информации о деятельности конкурентов. По мере развития рынков, увеличения числа действующих лиц, эта задача становилась все сложнее. Eсли раньше на определенном рынке работало 2-3 компании, руководители которых знали друг друга с «университетской скамьи» и информация об их деятельности не представляла ни какого секрета, то теперь ситуация изменилась. Конкуренция обостряется, требования потребителей стремительно меняются и становятся все более разнообразными, количество факторов, влияющих на деятельность компаний, увеличивается. Чтобы преуспеть в конкурентной борьбе, компании вынуждены скрывать информацию о себе и инициировать изучение внешней среды. Соответственно, изучение конкурентов становится важным фактором развития организации. Истории из окопов: методы ведения конкурентной разведки Из опыта проведения конкурентной разведки можно сделать выводы, что существует множество методов, и их применение зависит от каждого конкретного случая. Они определяются целью исследования, доступностью сведений и ценой вопроса. Зачастую, чтобы сделать необходимые выводы, достаточно просто найти и проанализировать информацию, которая находится в открытых источниках: СМИ и Интернете. Также широко распространена практика сбора информации на отраслевых выставках и конференциях. Этот метод обладает двумя привлекательными особенностями: во-первых, на выставках собираются все ведущие участники рынка, а во-вторых, при этом можно получить большое количество свежей и достоверной информации. Однако, есть достаточно закрытые рынки, и информацию по ним невозможно собрать с помощью простейших методов. В таких случаях приходится прибегать к нестандартным ходам. Так, например, при решении задач клиента N, сводившихся к определению целесообразности открытия собственного производства, команде исследователей было необходимо определиться с размерами потенциального рынка сбыта и его основными участниками. Для решения этих вопросов был использован метод «организация попытки сотрудничества». С помощью базы данных о предприятиях, которые могли быть потенциальными потребителями, был составлен список, по которому проводились телефонные переговоры под видом уже действующего производителя. В результате была получена информация об объеме рынка, составлена база данных потребителей, определены цены конкурентов и условия взаимодействия с покупателями. В другом случае, заказчику было нужно выяснить объемы реализации своего основного конкурента и круг его основных клиентов. Необходимые данные можно было получить путем подсчета отгружаемой продукции, поэтому было принято решение устроить наблюдение за складом конкурента и регистрировать всё передвижение товара. В результате беседы с водителями грузовиков удалось выяснить получателя товара. Объемы реализации были высчитаны простой калькуляцией объемов каждой выезжающей машины. Дополнительно с фирмой-конкурентом был заключен договор на приобретение ее продукции, и на складе во время погрузки была получена недостающая информация. Есть такие специалисты, которые прибегают к полулегальным и неэтичным методам добычи информации. Среди них наиболее популярным является «мусорный дайвинг» - поиск выброшенных в мусор черновиков, приказов, схем, планов, компакт-дисков. Иногда для получения необходимой информации используется метод организации собеседования: объявляется вакансия с привлекательными условиями работы и в ходе беседы из «жертвы» вытягиваются нужные сведения о деятельности его прошлого или нынешнего работодателя. Аналогичным образом сведения о конкурирующей организации можно получить «изнутри», посетив ее под видом потенциального соискателя. Применение таких методов, как внедрение персонала в структуру конкурента, организация контакта с сотрудником конкурирующей организации, и последующее использование его как информатора, незаконное проникновение в базу данных конкурента или использование связей во властных структурах, правоохранительных органах и банковской сфере относится к промышленному шпионажу и влечет за собой уголовную или административную ответственность и не используются организациями, осуществляющими конкурентную разведку на легальной основе. Как не потратить деньги зря: Подводные камни конкурентной разведки Конкурентная разведка – это инструмент, который в руках дилетантов становится бессмысленным. В ее применении есть немало сложностей, столкнувшись с которыми, можно не получить желаемого результата. «Я б в разведчики пошел, пусть меня научат»: Способы ведения конкурентной разведки Использование конкурентной разведки получило широкое распространение на крупных предприятиях, где существуют целые информационно-аналитические отделы, занимающиеся сбором, обработкой и анализом информации о внешней среде. Средний и малый бизнес пока не так часто изучает конкурентов: во-первых, ввиду ограниченности ресурсов, во-вторых, в силу того, что результат конкурентной разведки не всегда является осязаемым. С другой стороны, найти квалифицированных специалистов, способных на должном уровне собрать и проанализировать необходимую информацию, достаточно сложно. На данный момент в городах УрФО есть по 3-4 фирмы, оказывающих услуги конкурентной разведки в рамках закона. Варианты проведения конкурентной разведки: информационно-аналитический отдел VS аутсорсинг.
Планируя использовать конкурентную разведку на своем предприятии, стоит четко осознавать, какие задачи Вы хотите решить с ее помощью. Так, если Ваше предприятие постоянно нуждается в мониторинге внешней среды и готово к значительным финансовым затратам, то Вам, необходимо организовать собственный аналитический отдел. Для этого Вам стоит изучить опыт других организаций, получить консультации профессионалов или воспользоваться стандартной методикой организации информационно-аналитического отдела. Если же Ваши потребности в конкурентной разведке являются периодическими, и у вас нет средств, на то, чтобы содержать специалистов в штате компании, то вам подойдет аутсорсинг. В таком случае, при возникновении потребности в изучении конкурентов, Вы можете обратиться к специалистам, которые профессионально выполнят ваше задание. Несмотря на то, что необходимость в конкурентной разведке растет, далеко не все предприятия осознают свою потребность в изучении конкурентов. Использовать или нет конкурентную разведку для нужд своего предприятия - решать первым лицам компании. Хорошо поставленная работа по ведению конкурентной разведки может реально способствовать развитию бизнеса, своевременно указывать на сильные и слабые стороны, предвидеть угрозы и находить возможности, возникающие перед организацией. Однако, управление конкурентной разведкой – это сложный процесс. С ее помощью можно и добиться успеха, и ухудшить положение, потеряв репутацию и прибыль. Но, чем выше профессионализм людей, ее осуществляющих, тем выше вероятность положительного результата.
|
Консалтинговые услугиЗадайте Ваш вопрос прямо сейчас!Москва: +7 (499) 346-84-04 E-mail: mail @ life-marketing.ru |